Поиск
Счетчик посещений
Студия виртуальных экскурсий "Весь мир на ладони"
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
(Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства дошкольника) посмотреть
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
(Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).
Каким должен быть современный детский сад?
Детский сад должен быть вывернутым на изнанку, ближе к тому социуму, который его окружает. Детям необходима возможность исследовать все, что находится вокруг, – почта, пожарная часть, полицейский участок, ресторан, магазин, театр, музей, зоопарк…
Все любят путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как только этого захотим? Ещё сложнее оказаться на дне океана, например, или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!
Наши дети были во всех перечисленных местах. Видели редких животных, неизвестные растения, живописные ландшафты. путешествовали по морю, по пустыне, были в лесу, зоопарке и дельфинарии.
Образовательное пространство – это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование ребенка. Одним из ресурсов расширения образовательного пространства является информатизация.
Что такое «виртуальная экскурсия»?
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Термин "виртуальный" происходит от англ. слова virtual - похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создали несколько виртуальных экспозиций и объединили в виртуальные экскурсии. В данный момент их великое множество, и их роль велика, т.к. ребенок является активным участником событий экскурсии, а самое главное все они позволяют моделировать сам творческий процесс и создают особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. С развитием компьютерных технологий и глобальных сетей у нас появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в ДОО.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия, не покидая детского сада посетить большое количество музеев мира, погулять по Красной площади, заглянуть в музей паровозов, на шоколадную фабрику, побывать на международной космической станции и в сказочных владениях Деда Мороза.
Муниципальный этап регионального конкурса
«Лучшие воспитательные практики образовательных организаций Тамбовской области»
По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:
- фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
- видеоэкскурсия, комментариями к которой, служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии – это:
определение цели и задач;
выбор темы;
определение источников экскурсионного материала;
отбор и изучение экскурсионных объектов;
сканирование фотографий или других иллюстраций, а также видеоматериалов, необходимых для представления проекта,
подготовка текста экскурсии;
составление плана ведения виртуальной экскурсии;
показ экскурсии.
Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Использование мультимедийных технологий позволяют педагогам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так, использование такой формы работы на занятиях по музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира.
Замкнутое пространство детского сада создает у воспитанников лишь общую картину, похожую на мозаику. На данный момент существует полигонная модель образования, виртуальные экскурсии используются в качестве наглядности предмета изучения. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти.
Виртуальные экскурсии уже давно проводят крупнейшие мировые музеи – Лувр, Эрмитаж, Кремль и др. Все больше городов мира предлагают посетителям сети Интернет совершить виртуальное путешествие по своим улицам и площадям. Крупные предприятия используют такую возможность, чтобы как можно эффективней презентовать свою деятельность.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!
Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений о родном городе и крае.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Овладение представлениями о родном городе и крае, является основой патриотического воспитания дошкольников.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили родной город.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А у детей отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер, в связи с этим, они не умеют их выражать в связной, монологической речи, и родители имеют недостаточно знаний о своем городе, малоактивны в жизни города и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.
Во время виртуальной прогулки можно рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д. поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.
Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Виртуальные экскурсии как средство эстетического воспитания дошкольников.
В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствует иерархия ценностей. Привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется недооценка значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, углубление противоречий между старшим и молодым поколениями.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути.
А если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями. Как же говорить с ребенком о прекрасном, как поддержать естественную для ребенка потребность в новых открытиях и сформировать в нем потребность в прекрасном, в творчестве, как через постепенное, грамотное вхождение в пространство культуры и искусства показать ценность взаимоуважения, любви к окружающему миру – такие непростые вопросы ставит современная действительность.
Нам помогут виртуальные музеи. Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.
Организация ознакомления с виртуальными музеями – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.
Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников.
Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:
в уточнении и обогащении активного словаря детей;
развитии связной речи;
расширении представлений об окружающем мире;
развитии любознательности и наблюдательности.
Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Свою работу начинаем с выбора темы: беседуем о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, когда я объявляется тема предстоящей недели.
Определяем цель и задачи экскурсии, затем выбираем литературу и материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с родителями. Обычно родители охотно уделяют немного своего времени и, подобрав фото, видео, звуковые файлы.
Следующим этапом работы становится создание презентации. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности.
Далее выбираем экскурсовода — одного или двух детей. Экскурсоводы под руководством педагога знакомятся с экскурсионными объектами, вместе составляют маршрут. Прежде чем начать просмотр экскурсии, проводится вступительную беседа. Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Мороз доберется к нам на елку?» Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Виртуальная экскурсия как средство расширения границ образовательного пространства для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
Виртуальное образовательное пространство - пространство способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности воспитанника использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности.
Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Технология 3D дает ощущение полного присутствия. Можно управлять своим продвижением по музеям и галереям с такой скоростью, которая удобна. Можно рассмотреть вблизи какой-либо предмет, переходить из зала в зал, покинуть экукурсию в любой момент и продолжить в любое удобное время - в этом преимущества виртуальных экскурсий. Другой положительный момент виртуальных экскурсий - расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
В заключение хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.